Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодняшнее осознание человеческим сообществом себя в качестве не столько планетарного явления, сколько космического феномена, жестко детерминированного природными закономерностями и обреченного на гибель при их игнорировании, свидетельствует об исчерпанности культурных стереотипов эпохи индустриализма, об их парадоксальном перевоплощении из незыблемых устоев благополучного социума в непосредственную угрозу для него. В этой связи насущной необходимостью становится прояснение и изучение тех культурных смыслов и представлений, которые являются альтернативными ценностям эпохи модернизма и способными стать базой для формирования принципиально иной мировоззренческой парадигмы, пронизанной интуициями синтетизма и антропоприродной гармонии. И здесь перспективным оказывается исследование русской философской традиции, которая своими корнями уходит в смыслосодержащие структуры национального менталитета, как раз и отличающегося установками на целостность, толерантность и всеобщность.
В связи с этим понятен всплеск интереса к изучению феномена русского космизма как такого философского течения, которое, с одной стороны, отличается ярко выраженным синтетичным характером, а с другой, предлагает не столько умозрительные построения, сколько ориентирует на предельно проективно-деятельностное отношение человека к миру.
Целью данной работы является изучение книги Федорова Н.Ф. (1829–1903) «Философия общего дела».
1 Основные ценности и понятия «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова
Основным в «Философии общего дела» является вопрос жизни и смерти. Последняя является настоящим злом, источником же зла является природа, которая должна быть подчинена человеку.
Рисунок 1 – Н. Ф. Федоров
Основными переживаниями философа являются голод, смерть и неродство, которые и стали предвестниками формирования «Философии общего дела».
Н. Ф. Федоров работал учителем и полагал, что в основе обучения лежат три предмета, которые создают мировозрения субъекта:
1) География,
2) История,
3) Астрономия.
Основной образовательный принцип, как полагал Н. Ф. Федоров – это принцип активности во время обучения, когда ученик самостоятельно подходит к познанию процессов, он любит свой предмет изучения. Обучение должно воспитывать в личности творчество, активность, действие, ответственность.
Н. Ф. Федоров значение придавал родовой памяти семьи, отцам и предкам. «Душа человека не tabula rasa, не лист чистой бумаги, не мягкий воск, из которого можно сделать все что угодно, а два изображения, две биографии, соединенные в один образ. Чем утонченнее будут способы познания, тем больше будет открываться признаков наследственности, тем ярче будут восставать образы родителей; так что полный ответ на древний вопрос, написанный над воротами Дельфийского оракула, – «познай самого себя» – мы будем иметь во всеобщем воскрешении» '
Общество понималось Н. Ф. Федоровым как общество сынов, что почитают и помнят своих предков, и долг сыновей – возвращение предков к жизни. Но человеку важно победить смерть.
Память является ключевым понятием в «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова. Вся культура людей является попыткой мнимого воскрешения. Так сохраняются памятники, собираются реликвии. Но данная культура призвана меняться, из создания мертвый подобий она должна стать воскрешением прошлой жизни. Скорее всего, это произойдет тогда, когда человечество интегрирует свои силы, перестанет конфликтовать между собой, создаст общее мировоззрение.
В социуме, где руководит смерть и конфликты, войны, человек не только не может, но и не имеет право мириться со смертностью.
Специфика философии Н. Ф. Федорова состоит в комбинации активизма и утопизма. Это также коллективизм, сочетаемый с религиозной аргументацией конечного результата.
Авторским понятием «общего дела» является понятие «новая Пасха». Пасха учит людей основному: обязанности вернуть к жизни своих предков, навсегда преодолеть смерть. Людям важно объединиться ради общего дела, тогда возможно всеобщее воскрешение. «Общее дело» не описывалось Н. Ф. Федоровым как Боготворческий процесс. Воскрешение усопших является делом, которое реализуется людьми, осведомленными в науке и технологиях. Вера в Христа только направляет человека к совершению, вдохновляет людей на его путь .
Проект «общего дела» нацелен на концентрацию энергии рождения на воскрешение умерших предков, рождений будет становиться меньше. Возвращение к жизни последнего предка будет являться знаком завершения жизни при помощи смерти. Так начнется вечная жизнь.
Н. Ф. Федров создавал технические планы, которые являлись практическими ступенями на пути к реализации «общего дела». Нужно будет осваивать не только Землю, но и пространство космоса, менять его (поселять воскрешенных предков на других планетах). В этом и состоит космизм его философии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Барановский Д. В. Светлана Григорьевна Семенова. Памяти ученого // Роль женщины в истории, обществе, политике, науке: сб. статей. — СПб: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2015. — С. 11–15.
2) Бердяев Н. А. Религия воскрешения : сборник статей 1915–1916 гг. M.: Директ-Медиа, 2016. 210 с.
3) Макаров В. Г. Русский философ Николай Сетницкий: от КВЖД до НКВД // Вопросы философии. — 2004. — № 7. — С. 136–157
4) Федоров Н.Ф. Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп. M.: Юрайт, 2016. 348 с.
5) Философское содержание русских журналов начала XX века. — Вып. 2: Статьи, заметки и рецензии в изданиях духовных и светских учебных заведений, общена- учных, критико-библиографических, общественно-политических и иных журналах. Библиографический указатель / сост. д-р филос. наук, проф. А. А. Ермичев. — СПб.: РХГА, 2006. — 560 с